БУРИВУХ

Зарождение и развитие магии в древности

Вначале хочу заметить, что как минимум половина из изложенного есть личная точка зрения автора, которая может отличаться от принятой в исторических трудах. Более того, я – вовсе не историк, я – увлеченный любитель, потому сослаться на мои слова тоже не выйдет. Но буду рад, если кому-то этот текст покажется забавным и станет поводом для собственных исторических исследований.

Вообще магия – это, с моей точки зрения, этакая предтеча науки. Начинается все с того, что человек чего-то не понимает, а чего-то не понимать человек очень не любит. Это такая первая стадия детства, когда страшно мучает вопрос "Почему ветер дует?" или "Почему стул зовут стулом?" Дети могут спросить у родителей, а вот древнему человеку спрашивать было совершенно не у кого, приходилось как-то выкручиваться самому. Он и выкручивался, изобретая абсолютно нереальные, фантастические, с нашей точки зрения, предположения. Но, продолжим мысль. Всего-то три-четыре века назад за попытку подняться на воздушном шаре сжигали заживо, считая, что это бес поднял всю конструкцию в воздух. Спустя двести лет этот процесс был описан научно и все, перестал относиться к магии. Возможность видеть на расстоянии считалась привилегией ведьм, результатом колдовства. Сейчас у нас в каждом доме в среднем по два телевизора и обязательно один на кухне. Вы представляете, ведьмовство рядом с пищей, чуть ли не в красном углу дома, да? Но магия трансформировалась в науку. То, что нельзя объяснить наукой - это и есть магия. И не факт, что отрицаемая сейчас возможность той же телепатии не найдет научного обоснования, скажем, лет через сто. Поэтому с моей точки зрения, магия - предшественница науки, ее фактический фундамент и опытная база. Но все поняли, что это был оффтоп))

На самом деле, магия появилась на земле в тот момент, когда обезьяне времен палеолита в первый раз за всю историю человечества пришла в голову мысль. Не будем вдаваться в подробности появления самого первого гоминида или того, как он путешествовал по миру, это не суть важно. А важно то, что объяснение вроде "Ё-моё, це ж магия!" родилось примерно в тот самый момент, как первобытный человек стал свидетелем грозы. Подозреваю, что это было до жути страшно и запомнилось надолго. Но отсюда возникла еще одна мысль. "Если мне страшно, может и всем страшно? А если я так буду рычать, так может и меня тоже бояться будут?" И вот где-то так.... возможно лет так 200000-300000 назад и возникла на белом свете самая первая магия, симпатическая, точнее даже, анимистическая. Сиречь, такая, в которой сам ритуал основывался на принципе подобия, подражания. И на вере в то, что все имеет душу, все вокруг живое. В наше время по этому принципу, к примеру, живут младенцы: вы им мордашку скорчите - они вам то же самое изобразят с превеликим старанием. Хотя, думается мне, что вычленение магии как таковой (более-менее осмысленно) произошло, конечно, много позже, где-нибудь лет так 50000 назад, когда наш первопредок расправился с конкурентами-неандертальцами и окончательно утвердился на планете Земля. Но я опять увлекся.

Так вот. Обратим взоры на Европу. Надо сказать, что Англия далеко не всегда была островом, некогда она была частью общего, так что там прекрасно проживали человекообразные предки. К примеру, не так давно была обнаружена стоянка древних людей, датируемая примерно так 700000 годами, отстоящими от нас. Так что первоначально развитие всего непознанного и там шло своим путем, малоотличным от всех прочих.

Магия пошла от причин вполне себе нормальных. Надо защитить, к примеру, пещеру от посягательств зверя. А вот давайте положим на порог череп его предшественника, вдруг зверь увидит и поймет, что его лично ничего хорошего тут не ждет. Вот человек бы понял, что все плохо, увидев кучу обглоданных костей? Несомненно. А зверь все еще подобен самому человеку, значит и он не может не понять. Как мне представляется, где-то в те далекие времена произошло деление на женскую магию и мужскую. Из тех же времен, возможно, проистекает и ненависть к ведьмам. По сути своей, что надо было мужчинам? Им нужна была магия удачи да магия атакующая. Нечто такое, чтобы ходить на охоту. Что нужно было женщине? Знать все, что растет в округе, поддерживать огонь и защищать пещеру, пока охотники шляются по своим охотничьим делам. Что входит в магию защитную помимо, собственно, защиты? Опасность надо не только остановить, но еще неплохо было бы ее и отпугнуть. Выходит, что магия женщин была более универсальна, более широкого профиля и, да, более опасна. В общем же случае магия сводилась к ритуалам в форме этаких постановок, полуигрищ, полутанцев. Все племя собиралось вместе и устраивало нечто вроде репетиции любого значимого события, разыгрывая предпочитаемый исход. Так как все вокруг было точно таким же, как человек (чтобы отделить себя от, скажем, леса, нужен был некий уровень абстрактного мышления, а это признак развития, коим люди еще не обладали), то, естественно, надо было выпросить у кого-то право на убийство. Точнее, даже не на убийство, а на право забрать себе. Вероятно, такие ритуалы прорезаются в тот момент, когда происходит осознание "мое стадо - твое стадо" и дележа охотничьих угодий. Подозреваю, что происходит это в силу природных условий, может быть, из-за ограниченности охотничьих угодий, когда племена начинают жить достаточно близко и конфликтовать из-за добычи. Если за территорию кто-то отвечает, то и за стадо тоже кто-то должен ответить. Так появляется нечто вроде культа "Отца стад" или "Рогатого отца". Быть может, это и есть пра-пра-пра....-прародитель Бафомета. Постепенно в племени вычленяется некто, кто танцует лучше, прыгает выше и у кого удачными признаны наибольшее количество танцев. Сиречь, появляется специально дрессированный человек, потомки которого (физические или духовные) станут шаманами. В частности, на территории современной Франции в Пиренеях наличествует пещера "Трех братьев" (Les Trois Freres), где стены покрыты росписью сцен охоты. Там же находится и всемирно известный "Танцующий колдун", или "Танцующий шаман". На данный момент этот рисунок считается наиболее древним в Европе, на котором изображен человек.

Помимо этого, некие ученые высказывают предположение, что в период же позднего палеолита появляются и первые тотемы. Напомню, что есть тотемизм. Это поклонение некому классу объектов (в частности, не одному конкретному волку, а волкам как таковым вообще) или явлений природы, с которыми племена или отдельные индивиды считают себя связанными родственными узами. Так же на стенах пещер попадаются оттиски ладоней. Люди мазали руки краской и прикладывали к камню, при этом видно, что у некоторых оттисков не хватало того или иного сустава на пальце. Кое-кто из современных ученых объясняет этот факт с ссылкой на аборигенов Австралии, которые путем отсечения фаланги пальца выказывают либо покаяние перед своими богами, либо закрепляют таким образом различные обеты перед высшими силами. Вероятно, в то же время зарождается и обычай наносить краску/жир/кровь убитого животного на тело в качестве оберегов. "Вероятно" - потому что установить этот факт доподлинно, вестимо, нереально, но в некоторых погребениях находят куски охры, положенные рядом с телом, что, по мнению ученых, гласит о зарождении культа смерти и о возможном появлении ритуальных тату. Однако ритуалы, связанные с погребением, появляются где-то в период позднего палеолита, и сказать о них что-либо затруднительно. Но, исходя из содержимого могил, точно можно сказать, что понятие о загробной жизни уже вошло в обиход тогдашнего прародителя человечества. Пионерами в этом деле стали, кстати, неандертальцы - те самые, которых пережили наши предки.

На территории Европы коллективных захоронений довольно много. Так как, напоминаю, речь идет все еще об охотниках-кочевниках, то умерших зачастую клали прямо на очаг, само племя снималось со стоянки и шло дальше. Иногда выкапывали могилы, а на ноги умершему клали камни (легенды о восставших из мертвых, одержимых, зомби?). Иногда мертвых и вовсе связывали, сворачивали, прижимая ноги к груди, и хоронили в таком положении. Нередко труп посыпали красной краской. В этот период как раз начинают класть в могилу дары в виде украшений, орудий труда, еды. В качестве примеров можно привести ряд массовых захоронений в Чехии и Франции. В часности, в Пршедмости около Пршерова найдено коллективное захоронение на 20 тел. Предполагается, что это не одноразовое захоронение. Время от времени могилу вскрывали для того, чтобы похоронить очередного умершего сородича. А в 1891-м году в Брно обнаружили могилу ориньякского охотника на мамонтов. Его похоронили одетым, с оружием в руках и обложили костями мамонта. Эти самые кости в ряде захоронений носят на себе следы обработки, а на некоторые из них нанесен узор из перекрещенных или волнистых линий. Как ни странно, но ученые предполагают, что первоначально эти самые узоры не носили смысловой нагрузки, а были просто украшением. То есть то, что часто потолки пещер были разрисованы клеточкой, ни о чем не говорит. Но мне где-то попадалась статья о том, что клетчатый потолок в более поздней критской культуре был символом неба загробного, хтонического мира. Связано это или нет - я понятия не имею, просто вспомнилось)) Скорее всего, предполагают ученые, полосы эти пошли от желания подражать миру живых досконально. Когда животное разделывалось при помощи каменных скребков, на кости оставались зарубки и царапины. И, скорее всего, первые крестики, полосочки или, как их зовут, "макаронины" произошли именно от грубости разделки. Позже появились елочки, кружочки, квадратики и прочие абстрактные формы, однако ученые опять же утверждают, что древние жители той эпохи не могли мыслить на таком уровне и были ребятами весьма конкретными, не увлекавшимися абстракциями.

Итак, самая первая магия, появившаяся вместе с человеком разумным, носила характер подобия и подражания. Убил нарисованного оленя - убьешь и живого. Выпросил разрешение на охоту у товарища, изображавшего оленя, будет тебе удача. Да и, кстати, товарищ-то во время пляски был вовсе не товарищем, а очень даже натуральным оленем. Жалко, что нам не узнать легенды того мира о живых мертвецах и о загробном мире, но они имелись, совершенно точно. Кстати, многие рисунки находятся на потолке в довольно темных пещерах. Без дополнительного освещения там ничего не видно, так что ученые предполагают, что в период палеолита человек уже умел создавать источники искусственного освещения.

А потом в Европу пришел очередной ледниковый период. Зверья стало мало, голодных ртов осталось столько же, конкуренция возросла. Считается, что где-то в этот момент человек был вынужден отказаться от охоты и перейти на сельское хозяйство. Человечество переждало холода, и, как только климат начал теплеть, расползлось буквально по всей Европе: от Испании, по территории Франции, Германии, Бельгии... Они отметились и в Англии (Девоншир и Дербишир). В этот момент происходит еще одно событие, считающееся знаковым. Человек начинает массово обрабатывать не только камень, но и кость. А это и иглы, и рыбалка, и множество новых занятий, которые ранее были недоступны. Людям приходится жить на территории, похожей на тундру. Но после потепления Англия густо зарастает лесом, и старые методы охоты оказываются недейственными. В моду входит оседлый образ жизни. Надо сказать, во время оледенения наблюдался спад культурности, и прославились люди в этом периоде только тем, что задались впервые вопросом приручения животных (по другим источникам, процесс одомашнивания произошел гораздо позже). Однако начало неолита принесло с собой резкий скачок прогресса, так называемую неолитическую революцию. Кое-кто из антропологов полагает, что в данный момент самым важным фактором стало расслоение общин на отдельные семьи, самоосознание этого процесса и, как следствие, появление первых прообразов поселений, накопление и передача информации, формирование родов и первые проявления культуры войны.

Есть мнение, что сельское хозяйство в Европу занесли с Востока. Но речь-то у нас не об этом. А о том, что с ростом роли сельского хозяйства падает статус охоты. И мужское божество, тот самый рогатый товарищ, отходит на вторые роли, уступив место богине-матери. Тем не менее, ритуал продолжает прогрессировать и развиваться. В племенах начинается определение тотемного животного-прародителя не просто как животного, гуляющего где-то на просторах за пределами поселения, а как вполне себе конкретного первопредка. По мере осознания связи с тотемным животным появляется запрет на его убийство, но тут же появляется и ритуальное убийство с поеданием тотема в конце ритуала, совершаемое раз в год с большой помпой при стечении народа. Предположительно, этому сопутствовали словесные мифы о том, как хранитель племени принес огонь/научил обрабатывать землю/научил охотиться/одарил всякими прочими благами и знаниями, а потом ушел в землю, а на этом место появился камень/дерево/скала, и если к ней теперь прикоснуться, то получишь помощь тотемного животного. Такие места так же становились местом справления культа, постепенно обрастая тотемными скульптурами, украшениями, алтарными камнями. По мере укрепления земледельческо-скотоводческого хозяйства сила тотема распространяется и на дома, скот - вообще, на быт в целом.

Богиня-мать, богиня-прародительница начинает появляться еще в палеолите, но полновластной хозяйкой становится только в неолите. Примерно с 7000 по 3500 до н.э. на территории Италии, Греции, Чехии, Словакии, южной части Польши и в Западной Украине зарождается и формируется культ Великой Богини и ее супруга, Рогатого Бога. Есть мнение, что роль мужчины в процессе зачатия становится известна широкой общественности только где-то 3000 лет до н.э. Но подтверждения этому факту я не встречал.

Поговорим, точнее, почитаем об Англии, обратившись к книге Рейвен Гримасси «Древние корни колдовских учений».

«В своей книге “Волшебные тайны Британии” Льюис Спенсер пишет, что поучения друидов, вошедшие в религиозную систему кельтов, являются смесью неолитических культурных традиций Средиземноморья с верованиями древних британцев.

Как утверждает автор книги, во время позднего каменного и в начале бронзового веков средиземноморские путешественники достигли британских берегов, где и смогли распространить культ мертвых, характерный для Южной Европы того времени. С наступлением железного века эти привнесенные извне верования окончательно оформились как религия кельтского народа.

Верования Старой Европы распространялись с юга на запад примерно в 4500-х годах до н.э. Об этом свидетельствует появление в это же время на территории нынешних Франции и Испании культовых изображений, характерных для древних средиземноморских верований матриархального толка. К III тысячелетию до н.э. люди из областей, близких к Средиземному морю, уже поселились на холмах Южной Англии, принеся с собой и религию Старой Европы. Культ мертвых с его празднествами, отмечаемыми в октябре-ноябре и посвященными духам умерших, до сих пор встречается в Италии и на Сицилии. Историк Джон Моррис в своей книге “Эпоха Артура” (в главе, посвященной языческой Ирландии) рассказывает, что люди, пришедшие из Южной Италии и Сицилии, обосновались в Ирландии в III тысячелетии до н.э. Об этом говорят сохранившиеся до нашего времени скальные захоронения, вне всякого сомнения происходящие от сходных захоронений в Сицилии и Италии. Моррис добавляет также, что эти переселенцы были “люди из Партолона”, упоминающиеся в ирландских мифах.

В период с 600 по 500 г. до н.э. происходило вторжение кельтов в Англию. Там они познакомились с культом мертвых. Спенсер утверждает, что поначалу кельты были испуганы этим культом, в особенности их ужасали феи, являющиеся духами умерших. Иная интересная связь с культурой Старой Европы прослеживается в том, что у этрусков (Северная Италия, 1 тысячелетие до н.э.) бытовала вера в расу фей, именуемых лазами. (Л а з ы — добрые божества, покровители дома и домашнего очага. Из культа множественных демонов-лазов постепенно выделилось демоническое существо лаза. Это юная обнаженная женщина с крыльями за спиной. Обычно изображалась участницей сцен любовного содержания. Ее атрибутами были: зеркало, табличка с грифелем и цветы. — Прим. пер.)

Эти существа связывались с духами умерших. Впоследствии у древних римлян они назывались Ларами и считались родовыми духами. Спенсер делает спорное предположение о том, что в действительности друиды были последними сохранившимися служителями культа мертвых, и кельты прониклись интересом и уважением к этому культу после овладения ими Британии.»

Но вернемся к культу богини-матери. Первоначально ее олицетворением было Солнце, к которому, по большому счету, обращались все ритуалы. К этому моменту человек в мыслях своих учится мыслить абстракциями, постепенно происходит формирование и символьной основы его действий. То есть боги уже не только антропоморфны и необязательно имеют физические тела, они уже время от времени связываются с чем-то более абстрактным. Так появляется связь богиня-Солнце-круг. Возможно, круг возник еще и от формы жилища (судя по археологическим раскопкам, они были либо круглые, либо имели полукружие в основании, очень редко - прямоугольник). Однако с течением времени приходит понимание того факта, что посев и вообще жизненные циклы как в природе, так и в организме женщины, подчинены более влиянию Луны. И тогда именно это небесное тело начинает править балом. Ей приносятся жертвы, поются песни, по ней считается время. На излете неолита кое-где даже появляется культ трех богинь: нарастающей, полной и увядающей Луны, или молодой, зрелой и пожилой женщины. Как раз с этого момента начинается разделение на "свет" и "тьму", где-то в этот же момент появляется традиция о сборе трав, лечении, стрижке волос и все таком прочем. Считается, что в Малой Азии изображения женских богинь стали появляться тысячи на две лет раньше мужских. А самая древняя женская фигурка найдена в Сибири (ок. 80000 до н.э.) Богини часто изображались беременными, потому как в те давние времена рождение новой жизни было величайшим из чудес. А прочие дамы обязательно наделялись широкими бедрами, потому как женщина с узким тазом плохо пригодна к родам, потому не представляла особого интереса. Зарождается традиция чисто женских праздников, куда не допускались мужчины. Такие празднества часто справлялись по весне, иногда осенью. Так как связаны они были с плодородием, то часто пышно обставлялись разнообразными фаллическими символами. Иногда практиковалось спаривание с тотемным животным, которое все еще никакое не животное, а очень даже полноправный член семьи. Предположительно в этот же момент зарождается мифология, в которой боги, принявшие обличие женщины или мужчины, спариваются, вступают в браки, причем все это сопровождается интригами, обманами, насилием и т.п. К примеру, я где-то сталкивался с мнением, что довольно мрачные Кронос и Гея, а так же Афина и кое-кто из пантеона греческих богов первоначально не имели отношения к Зевсу и Ко, а принадлежали более древнему пантеону, потому у греков в мифах столько нестыковок и несоответствий. Все это выливается в фетешизм, когда начинают поклоняться не неким абстрактным козлам, бегающим где-то в лесу, а камням, деревьям, прочим неодушевленным предметам, в которых видят символ высших сил.

С появлением новых ремесел, с расширением сферы деятельности, магия перестает быть монополией шамана. Да, он все так же проводит общинные ритуалы, да, он по-прежнему контролирует жизнь племени. Но у каждого мастера появляются свои ритуалы и примеры, связанные с конкретным делом. Помимо этого, в жизнь активно входят личные амулеты и талисманы. Тесное общение с духами - это все еще основная часть любого дела от подъема с утра до зачатия ребенка. Вероятно где-то здесь же появляется и первая личная собственность, а значит и первая зависть, которая наравне с первыми войнами приводит к появлению того, что можно отнести к черной магии.

Земледелие заставило людей пересмотреть свои жизненные ценности. К примеру, для охотника ветер был не столь критичен, как для землепашца или рыболова. Резко возрастает внимание к таким деталям, как смена времен года, погода, Солнце, Луна, дождь. Меняется чувство времени. Раньше сразу за ритуалом следовал результат. Сплясал в честь божества – пошел на охоту – получил награду или отказ. Теперь же после ритуала может пройти несколько месяцев, пока урожай не созреет. А за такой период может произойти все, что угодно. Долгое ожидание конечного результата и многократная смена условий породили участившиеся жертвоприношения, увеличили силу воздействия потустороннего на повседневную жизнь племен. Появляются постоянные алтари и капища. Более того, из рядовых жителей начинает выделяться каста жрецов - тех, в обязанности которых входит денно и нощно молить духов о снисхождении. Речь уже не идет о договоре равных, как это было в случае охоты. Человек начинает возвышать, возвеличивать, формировать своих будущих богов.

Меняется и порядок общения с богами. На смену старым приходят новые, но они, возможно в силу привычки, часто все еще сохраняют анималистические черты. В обиходе тогдашних магов появляется не просто танец-подражание, начинает складываться ритуал, порядок жертвоприношений, стандарт на молитвы для конкретных случаев. А еще возникает мантика. Коли теперь боги высоки и практически недоступны пониманию простых людей, то важно предугадать, правильно интерпретировать знаки, ими подаваемые. Земледельцу мало принести жертву, нужно быть еще и уверенным, что боги услышат, примут жертву и помогут в дальнейшем. И вот тут рождается первая сложная система символов, без которой в гадании никак. А по мере роста и усложнения социальной структуры эта система все более и более разрасталась. Вопросы к гаданию уже не сводились к "А будет ли завтра дождик?", тут уже вплетались и отношения с другими племенами, и торговые сделки, и удачные замужества, и много чего еще. А так как зачастую вопросы были важными, просто-таки политическими, то занимались ими отнюдь не рядовые граждане. Ряды гадателей пополнялись из элиты того общества.

Следующий культ, расцветающий пышным цветом, - это культ умерших предков. Складывается... знание о том, что не только душа, но и частичка физического тела переходит после смерти в мир иной. И эту частичку надо кормить, поить, ублажать. Захоронения медленно, но верно превращаются в склад готовой продукции. Вместе с покойным туда кладутся его вещи, одежда, оружие, еда, украшения, домашняя утварь. При этом могилу не забрасывали, на ней совершаются поминальные ритуалы. Точно так же, как и в обществе, на том свете происходит разделение по рангам. У кого-то могила попроще, победнее. У кого-то побогаче. И, более того, человек, почитаемый при жизни, после смерти так же получает больше почестей. Так начинает складываться культ вождей. На могиле умершего вождя совершают социально значимые ритуалы, а сам он входит в пантеон божеств данной местности, становится духом-покровителем племени.

Источники

  • http://www.requiem.ru/rituals/obr_pervob/print.phtml
  • http://www.evolbiol.ru/antropol1.htm
  • http://www.donsmaps.com/cavepaintings3.html
  • http://www.hsgmagic.ru/biblioteka/books/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%28%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1%29/p_1

Люк Руджерри


печать на самоклеющейся пленке недорого. Строим своими руками: двери берлога.