Наверное, каждый из нас помнит из своего детства о ночных поисках цветка папоротника, о букете собранных трав, обретающих в ночь на Ивана Купалу чудодейственную силу - лечебную, привораживающую, вредящую, открывающую клады и прочее. По одним поверьям, в букет в полном молчании собирать нужно строго определенное число трав, например, 7 или 12. Этими магическими травами можно будет отомкнуть любой засов, найти клад или провидеть будущее.
Все чародейные травы обладают какими-то особыми свойствами: цветут огнем, колышутся без ветра, летают, прыгают, кричат человеческим голосом, имеют необычный цвет или запах.
Травы, долженствующие обладать таинственной силою, собирали в ночь на Ивана Купала или Аграфену Купальницу (или Аграфену лютые коренья), когда все земное зелие - былие получало чрезъестественную мощь: как злую, так и добрую. С травами, собранными в этот день, ничего нестрашно: они разят демонов, побеждают их и заставляют в страхе и трепете разбегаться в разные стороны. Ради этого им присваивали названия чертополох, одолень и прострел.
Однако самыми уважаемыми и важными считались девять: трава-колюка, Адамова голова, трава-прикрыш, сон-трава, кочедыжник, трава-тырлыч, разрыв-трава, нечуй-ветер, плакун-трава.
Сон-трава (Pulsatilla) собирается чародеями в мае. Кричащая, своим корнем подобная человеку и заколдовывающая ружья трава-колюка (Кликун-трава, Ревяка) собирается на вечерней росе в Петровки (12/29.06). Останавливающая ветер, открываемая только слепыми и растущая зимою по берегам трава нечуй-ветер (возможно Hieracium pilosella - ястребинка волосистая) собирается в глухую полночь на Васильев вечер (1/14.01).
Спасающая от зубной боли, отравы, нечистой силы и всякого злого человека, привораживающая и оберегающая пастухам стадо одолень-трава (Nymphaea кувшинка, Nuphar - кубышка, Trollius - купальница) рвется при сборах в дальнюю дорогу, корень добывают пастухи. Избавляющая от лихих свадебных наговоров прикрыш-трава ищется знахарями в Великоденский мясоед с 15 августа до 1 октября (28.08 - 14.10 ст.ст.).
Точно так же есть дни и время, запретные для сбора трав: «На Варнаву не рви травы. Сходится сила нечистая, по травам катается в полдень, ядовитым жаром их полнит».
Иные травы требовалось рвать, очертя место вокруг них золотом или серебром, что называлось «пронимать сквозь серебро или злато». Это делалось так: клали на землю около травы с четырех сторон серебро (монеты, украшения) или раскидывали вокруг золотую гривну (тяжелую шейную цепочку). Собирать чародейные травы полагалось в полной тишине. Не только голос человека - нежелателен и крик петуха, при котором, как известно, разрушаются чародейные силы и потусторонний мир приходит в мир человека.

Папоротник.

Цветет в ночь на Ивана Купалу, когда Перун, по древнему представлению, выступал на битву с демоном-иссушителем, останавливающим колесницу Солнца на небесной высоте, разбивал его облачные скалы, открывал спрятанные в них сокровища и умерял томительный зной дождевыми ливнями. Кроме того, папоротников цвет распускается и в грозовые летние и осенние ночи, известные под именем воробьиных, или рябиновых, когда часть воробьев черт отпускает на волю, а другую предает смерти, что указывает на враждебное отношение его к этим птицам.
А еще огненный цвет папоротника считался даром самого бога Ярилы, называли его еще и «цвет-огонь» и «царь-огонь», дарованный богом Ярилой первому человеку.
Цвел папоротник всего несколько мгновений, но тот, кто в это время находил его и срывал, обретал счастье и невероятные возможности: становился сильным, мог понимать язык зверей и трав, знал обо всем на свете.
В темную, непроглядную полночь, под грозой и бурею, расцветает этот огненный цветок Перуна. Цветочная почка то движется вперед и назад, то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка. Все это происходит оттого, что нечистая сила старается скрыть от людского взора дорогой цвет. Потом, ежеминутно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает все около себя и вдали, разливая кругом такой же яркий свет, как самое солнце; но цветок этот красуется одно краткое мгновение: не успеешь глазом мигнуть, как он блеснет и исчезнет! Нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы. Кто желает добыть цвет папоротника, тот должен накануне светлого праздника Купалы отправиться в лес, взявши с собою скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения; как только загорится цветок, тотчас же должно сорвать его.
Пока не добудешь цвета папоротника, боже избави выступать из круговой черты или оглядываться по сторонам: как повернешь голову, так она и останется навеки! — а выступишь из круга, черти разорвут на части. Сорвавши цветок, надо сжать его в руке крепко-накрепко и бежать домой без оглядки; если оглянешься — весь труд пропал: Жар-цвет исчезнет!
Духи мрака, духи хлада, духи смерти искони враждебные богу Солнцу-Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдет за ним в заветную Иванову ночь.
По мнению других, не должно выходить из круга до самого утра, так как нечистые удаляются только с появлением солнца, а кто выйдет прежде, у того они вырвут цветок.
Другой способ добыть Перунов цвет таков: собрать шиповнику, крапивы и других колючих и жгучих растений, которых боится нечисть, укрыть ими кучи заготовленного хвороста. Там от нечисти и укрыться в ожидании полуночи, когда цветок распустится.
Еще древние травники советуют: «Под Иванов день, около полуночи, ступай сам в лес, в самую глушь. Что бы ты ни видел, ни слышал – будь как без глаз и без ушей. Беги бегом вперед, не оглядывайся назад, не слушай ничего и не откликайся на зов. Тебя станут манить – не гляди, тебе станут грозить – не робей. Все вперед да вперед, пока не увидишь, что в глуши светится. Тогда ты должен бежать прямо на это светлое, рвануть изо всей силы и крепко зажать его в руке. После этого ты должен бежать назад, так же, не останавливаясь, не оглядываясь и не откликаясь. Если ослушаешься – горе тебе – из леса не воротишься».
Обладая цветком папоротника, человек не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, делается недоступным влиянию злого чародейства и может повелевать нечистыми духами. Кто владеет чудесным цветком, тот видит все, что кроется в недрах: темная земная кора кажется ему прозрачною, словно стекло.
Всякий, кто достанет Жар-цвет, становится вещим человеком, знает прошедшее, настоящее и будущее, угадывает чужие мысли и понимает разговоры растений, птиц, гадов и зверей. Сверх того, он может по собственному произволу насылать в сердце девицы горячее чувство любви.
Предки советовали: «Носи его в ладанке, на груди. Тогда все клады и все подземные богатства на том месте, где будешь стоять или ходить, будут перед тобой как на ладони. Захочешь их взять, приложи только папоротниковый цвет – сами тебе дадутся. Все пойдет тебе в руку, и будешь богаче прежнего».
При отыскании земляных богатств кладокопатели бросают цвет кочедыжника вверх. Если где есть клад, этот цвет будет носиться над ним, как звезда, и прямо упадет на землю.
Добывшему его, кроме кладов, откроется много чудесных даров: он станет невидим, будет слышать мысли и понимать языки растений, зверей и птиц, сможет стать могучим чародеем, будет неподвластен сам ни колдовству, ни огню, ни воде, ни буре, ни молнии, он будет счастлив всю жизнь и сможет добыть целебное муравьиное масло, сбиваемое мурашами в Купальскую ночь.

Разрыв-трава (ключ-трава, спрыг-трава, прыгун, скакун-трава).

Не менее желанна была встреча с разрыв-травой, от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые запертые двери.
Это растение столь редко, что люди, только посвящаемые в таинство чернокнижия, могут находить его. Также есть поверье, что трава эта дается в руки только человеку с чистым сердцем.
Существует несколько рекомендаций по добыванию этой травы.
Чтобы добыть ее, надо было в купальскую ночь косить траву на диком пустыре, пока лезвие косы не переломится. Где оно упадет, траву надобно собрать и бросить в реку. Та зелень, что поплывет против течения, и есть разрыв-трава.
«Есть скакун-трава, растет она на надгробных местах, ростом высока, цветет голубым, кольцами. Она для поисков клада всегда пригодится. Если завернуть эту траву в тряпицу, она сама раскрутится и скочит. А вертеть ее надо на поле. Куда трава скочит, там огонь возгорится, тут и клад рыть нужно».
Есть еще способ, известный в западных славянских племенах. Надо отыскать весною гнездо дятла и заложить в нем отверстие куском железа или гвоздем, а внизу разостлать полотно; птица, желая открыть вход в свое гнездо, принесет разрыв-траву.
Следующая рекомендация: разрыв-трава водится на топких болотах, и человеку самому никак не найти ее, потому что к ней нет следа и примет ее не отличишь от всякой другой травы. Надобно найти гнездо кукушки в дупле, в ту пору, как она выведет птенцов. Нужно забить дупло наглухо деревянным клином, после притаиться в засаде и ждать, когда прилетит кукушка. Когда она найдет детенышей взаперти, она пустится на болото, отыщет разрыв-траву и принесет в своем носике, чуть положит она траву к дуплу, клин выскочит вон, как будто его вышибли обухом. В это время надо стрелять в кукушку, иначе она проглотит траву, чтоб люди ее не подняли.
Разрыв-трава добывается еще одним способом. Эту траву знают только вещие птицы, например, сорока, сова, сойка. Найдя гнездо с птенцами одной из этих птиц, нужно в нем замазать глиной отверстие так, чтобы птица не могла кормить своих птенцов. Под деревом, на котором свито гнездо, следует разостлать скатерть и самому спрятаться. Побуждаемая писком голодных детенышей, желая освободить их из неволи и накормить, птица полетит искать разрыв-траву. Если она находит ее, то прикладывает к гнезду, и замазка с него спадает. Вот тогда и нужно смотреть на скатерть, не упала ли разрыв-трава.
Эта таинственная и баснословная трава достается человеку еще и следующим образом: отыскивают гнездо черепахи и выжидают, когда черепаха, оставив гнездо с яйцами, уйдет из него. Тотчас же гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю, и, устроив такой тын, удаляются, чтобы черепаха не могла видеть неприятеля. В известное время черепаха подползает к гнезду и видит, что при всех ее усилиях она не может взойти в свое гнездо, тогда она удаляется на некоторое время и затем возвращается обратно к гнезду с травою во рту, от прикосновения с которой каждый гвоздь вылетает. Тогда наблюдатель подходит уже смело к гнезду, берет траву и врезывает ее в ладонь левой руки, а не правой, иначе тогда ему нельзя будет держать в правой руке оружие.
В древнем травнике пишут: «Если найдешь ее, разрежь ладонь на левой руке и сунь под кожу траву. Тогда стоит только толкнуть этой рукой запертую дверь - она отворится, стоит только взяться за замок - он сам открывается. От одного прикосновения такой ладони замки отпираются и сваливаются с дверей и сундуков».
Считалось, что разрыв-трава помогает удачливым ворам. Есть легенды о разбойниках, всю жизнь искавших Разрыв-траву, чтобы иметь возможность беспрепятственно войти в любой дом, минуя все засовы, и не бояться кандалов. Потому её ещё иногда называют воровской травой. На основании свойства этой травы арестанты не могут быть заключены в темницу; которые имеют эту траву, тотчас же освобождаются.
Рассказывают, что листы разрыв-травы имеют форму крестиков, а цвет подобен огню: распускается она в полночь на Ивана Купалу и держится не более пяти минут. Цвет ее держится не дольше чтения «Отче наш», «Богородицы» и «Верую». Где растет — никому неведомо; достать ее весьма трудно и сопряжено с большою опасностью, потому что всякого, кто найдет ее, черти стараются лишить жизни. Если приложить разрыв-траву к запертой двери или замку, они немедленно разлетятся на части, а если бросить в кузницу — ни один кузнец не в состоянии будет сваривать и ковать железо, хоть бросай работу! Разрыв-трава ломает и все другие металлические связи: сталь, золото, серебро и медь.
Против нее не устоит никакое оружие, и ратники дорого бы дали за обладание ею, потому что тогда даже самые крепкие доспехи не защитят врага. Обладание ею делает человека невидимым и неуязвимым для пуль.
Если тронуть человека пальцем, в который вживлена разрыв трава, тот скоропостижно умирает.
Разрыв-трава помогает искать клады. В народных преданиях есть поверье о кладах, скрываемым по разным местам. В старину разбойники зарывали награбленное имущество на известное число лет, запирали железными ключами, а ключи бросали в воду. Сила человеческая недостаточна бывает для разрушения дверей и замков, потому что нечистая сила, которой поручено стеречь клад, защищает его. Кладоискатели издерживают большие деньги для получения разрыв-травы.

Одолень-трава названа так потому, что одолевает всякую нечистую силу. Мать Сыра Земля с живой водой тот цветок породили – оттого есть мощь у него против нечистой силы в водах и в полях, и на земле вообще, оттого равна у него сила на водяницу (водяную нечисть) и на поляницу (полевую).
Старинные лечебники рекомендовали особенно осторожно собирать одолень-траву: срывать ее только к ночи и непременно в висячем положении, так как иначе лекарственное начало не перейдет в тело больного и не будет в состоянии изгнать из него болезнь. Кто найдет одолень-траву, тот (по свидетельству народного «травника») «вельми себе талант обрящет на земли», отвар ее помогает от зубной боли и отравы и, сверх того, признается за любовный напиток, способный пробудить нежные чувства в сердце красавицы. С корнем одолень-травы пастухи обходят стадо, чтобы ни одна скотина не утратилась. Всякий, кто отправляется на чужбину, должен запастись этой травой. «Где ни пойдет, много добра обрящет». Собираясь в дальний путь, осторожные люди ограждают себя следующим заклятием: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень - трава. Одолень - трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя Мать-Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы самокрутки* (то есть вещие, облачные девы и жены). Одолень - трава! Одолей ты злых людей! Лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень - трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды... Спрячу я тебя, одолень - трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».
Одолень-трава дается в руки лишь людям с чистым сердцем.
Корень этого растения держать в доме очень хорошо. По мнению простонародья, кто имеет его в доме, в силах преодолеть разные препятствия. С ним можно ходить по разным судебным учреждениям, чтобы выиграть тяжбу, с ним можно победить сердце молодой девушки. Хорошо с него поить коров во время отела.

Перелет-траву крестьяне искали в ночь на Ивана Купалу. О ней русский народ рассказывает, что она сама собой переносится с места на место, светлым мотыльком порхает по лесу. Цвет ее сияет радужными красками, и ночью в полете своем он кажется падучей звездочкой. Счастлив тот, кто сумеет добыть этот прекрасный цветок: все желания его будут исполнены. С перелетом всю жизнь будет счастлив. Перелет-трава - одно из названий Перунова цвета; оно дано ему ради той неуловимой быстроты, с которою ударяет молния. Перелет-трава, или летучее зелье, - зелье счастья.

Архилин (архарик, аралик, архилим, архилин, царь-архилин, ахтоном, царь-сим, царь-сил, царь-симтарим) - сказочная трава, собираемая в ночь на Ивана Купалу и охраняющая от сглаза, порчи. «Есть трава на земле, именем - архилим, ростом в локоть; тонка, а видом синя, на сторонах листков по девяти, на ней четыре цвета: червлен, багров, синь, желт. Та трава вельма добра: кто ее рвет и носит на себе, тот не боится дьявола, ни во дни, ни в ночи, ни злого человека, и на суду сопротивника одолеет, и люди его любят. А растет она по берегам реки, при болотниках. А корень ее добр, у которых жены детей нет, и ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети; а у кого старая порча, хоть за тридцать лет - выйдет вон». Архилин применяют для амулетов для защиты от тёмных духов, а отвар из стеблей помогает при головных болях.
Обладающий архилином не побоится ни злого человека, ни злого духа. Чудный цвет архилина срывают через серебряную гривну.

Тирлич - трава - та самая трава,что ведьмы рвут в Иванову ночь на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом, где обиталище ведьм и чертей.
Люди думают, что эта трава обладает силою превращения и достается в удел только одним ведьмам. Из тирлича выжимается сок, которым оборотни натирают свои подмышки при свершении чар.
Ведьмы всячески стараются эту траву истребить, чтобы лишить всех прочих силы оборотничества, а колдуны и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем.
Сок тирлича отвратит гнев сильных людей и возведет обладателя своего на верх богатства, почестей и славы.
О тырлыч-траве рассказывают в Украине такое. В одну девушку влюбился черт. Мать, приготавливаясь к отъезду, украсила ее головку цветами тырлыча-травы, которой боялся черт. Когда он пришел, то никак не мог взять девушку и стал просить, чтобы она скинула цветы. Девушка, не понимая, что от нее требуют, стала скидывать с себя одежду, одну за одной, до гола, пока не запели петухи. Чем и спаслась.

Плакун-трава добывается в Иванов день, на ранней заре. Корень и цвет ее обладают великою силою, они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов. Крест, сделанный из плакуна и надетый на бесноватого, изгоняет из него поселившихся бесов. Плакун открывает клады и заставляет демонов плакать.
Плакун-трава всем травам мати:
Когда жидовъя Христа распяли,
Святую кровь его пролили,
Мать пречистая Богородица
По Иисусу Христу сильно плакала,
По своему сыну по возлюбленному,
Ронила слезы пречистые
На матушку на сырую землю;
От тех от слез от пречистых
Зарождалася плакун-трава.
От плакун-травы бесы и колдуны плачут, смиряет она силу вражию, рушит злое чародейство, сгоняет с человека сглаз и порчу.
Трава плакун пользуется во всех деревнях и селах уважением и страхом. Чародеи, собирая плакун-траву в Иванов день, утреннею зарею, без всяких железных орудий выкапывают ее корень. Это растение обладает удивительною силою: приводить в страх нечистых духов, смирять их и приводить в покорность. Этою силою обладают только корень и цветы. Знахари употребляют корень плакуна для изгнания домовых, ведьм и нечистой силы, стерегущих клады. Выкапывают траву плакун с корнем. Они произносят заговор, держа в руке корень, обращенный на восток: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!»
Собирая «плакун-траву» (дербенник иволистный), русские сборщики становились лицом к востоку и говорили: «Небо — отец, земля — мать, а ты, трава, позволь себя рвать».
В народе плакун-траву еще называют ревенькой, потому что стонет и ревет на купальской заре. Корень ревеньки помогает хорошо плавать, смиряет и подчиняет нечистых духов, открывает клады. С зашитым в ладанку корешком ревеньки человек не утонет.

Сон-трава. Название баснословной сон-травы народ связывает с теми из земных злаков, сок, отвар и запах которых производят на человека одуряющее действие; таковы мандрагора, известная у нас под именем сонного зелья; одурь, белена, дурман, дрема, дремучка, горицвет.
В одной сказке рассказывается, что однажды в начале зимы медведь откопал неведомый корень, лизнул его несколько раз и ушел в берлогу спать; увидя то, человек и сам лизнул корень, после чего немедленно впал в усыпление и проспал в лесу до самой весны.
Когда он пробудился, люди уже пахали землю и сеяли хлеб.
Поселяне убеждены, что сон-трава обладает пророческою силою: если положить ее на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях; думают также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее.
Сон-трава сбирается чародеями в мае месяце, при желто-голубом цветении, с разными наговорами и обрядами. Она обладает пророческою силою - предсказывать сонным добро и зло. Собранная чародеем с утреннею росою, опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. В это время кладут сон-траву под подушку и засыпают со страхом и надеждами. Если быть счастию, тогда в сонных видениях представляется молодая девушка или молодой мужчина; если же быть беде, тогда является смерть.
У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Она и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки.
Украинцы поют о сон-траве:

- Ой, спи, дитя, будь сповиття,
Поки мати з поля прийде,
Та принесе три квiтоньки,
Одна буде дрiмливая,
Друга буде сонливая,
Третя буде щасливая,

Адамова глава, или кукушкины сапожки, еще его называют сапожки богородицы или венерины башмачки, полезна ото всякой болезни, ото всякого зла, отделывает порчу, отгоняет темную силу.
Адамова голова - трава стрелков и охотников. Время сбора ее — Иванов день; окуривание охотничьих снарядов, чтобы добыча не могла от них уйти, — Великий четверг на Страстной неделе. Беречь ее надобно в укромном уголке, скрытно от всех. Лучше всего действует адамова голова при охоте на диких уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток - в великий четверток.
В старинных «Травниках» встречаются и другие советы: «Рвать ее с крестом Господним и говорить «Отче наш» и другие триста молитв, и принести ее в дом, в котором человек порчен, и дать ему пить, и дать жене чреватой, как ей время и скоро родить. А кто дьявола или еретика хочет видеть, корень настоять в освященной воде и выпить, а потом носить при себе сорок дней, и увидишь в воздушных волнах демонов. А кто хочет строить мельницу водяную, положи ту траву на подушку к запруде, и та запруда вовеки нерушима будет; а кто хочет высоко лазить — с ней ужаса нет, и земля кажется близко. Она же к посеку и ко всякой ране присыпать годна».
Выпивший зелье адамовой головы будет видеть темных и светлых духов. В Нижегородской губернии вместе с корнем петрова креста ее зашивали в воротник и швы рубашек, считая это защитой от всех болезней.

Трава колюка (кликун-трава). Листьями этой травы окуривают заговоренные ружья, а в древности окуривали стрелы, с которыми предки наши шли на охоту: чтоб добыча не могла избегнуть их меткого выстрела. Сыскать колюку-траву в лесу очень просто: по ранним зорям по дважды кличет она; «Ук! Ук!» человеческим голосом, отчего иногда называют ее трава Ревяка или Кликун. Кто не проспит клику сего, тот заветную траву сыщет — и ружье его никогда знать промаху не будет. Есть, правда, одна трудность: кликун-трава к себе человека не подпускает, в руки ему не дается. Чтобы взять ее, надо знать особый секрет: следует вокруг нее на сажень очертить круг, чтобы трава стояла точно в середине, и «выкопать ее с корнем из земли не раньше, чем она поклонится тебе. Копай же с осторожностью, ибо корень колюки-травы видом точно как человек: голова, руки, ноги. Надо быть бережным с ним и с волшебной силой травы этой!»
Трава колюка собирается чародеями в Петровки, во время вечерней росы, засушивается, хранится в коровьих пузырях и раздается по особенному расположению птичьим охотникам. Ружье, окуренное этою травою, метко стреляет, никогда не дает осечки, и ни одна птица не ускользнет от выстрела, и такое ружье нельзя уже заговорить кудеснику никаким заговором.

Нечуй ветер. Трава нечуй-ветер растет зимою по берегам и озерам. Кто обладает этою травою, всегда может: остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов. День для собирания травы нечуй-ветер назначается 1-го января, под Васильев вечер, в глухую полночь. В это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер для уничтожения бури. При всем том, люди зрячие не могут находить это растение; одни только слепые от рождения чувствуют присутствие его. Когда они наступают на эту траву, тогда в их слепые глаза кто-то колет иглами. Если они успеют поднять и схватить не руками, а ртом, тогда они обладают ее силою. Некоторые поверья связывают нечуй с ястребинкой волосистой, растущей по засушливым, открытым солнцу песчаным местам.

Прикрыш-трава собирается чародеями в великоденский мясоед, от 15-го августа до 1-го октября. Люди, сведущие в чарованиях, употребляют эту траву против свадебных наговоров. Когда невесту привезут из церкви в женихов дом, тогда знахарь забегает вперед, кладет траву прикрыш под порог. Невеста, предупрежденная наперед родными о действии знахаря, при входе в дом должна перепрыгнуть чрез порог. Если же она наступит на эту траву, тогда все наговоры обрушиваются над невестиною головою; в противном же случае, жестокое их действие обнаруживается над людьми, желавшими несчастия новобрачной чете.

Стародавние сказания упоминают о корне «обратим», дававшемся молодушкам для приворота любовного. Этот корень кладут на зеркало и пристально, не отводя глаз, шепчут наговор. Такой же силой наделены тpавы кукоос и одоен. Приворотную траву симтарин собирают в Иванову ночь. Трава полотая нива помогает в суде и в бою. Излюдин-трава помогала от яда – «кто тое траву ест, и тот человек живущ, никакая скорбь не узрит телу и сердцу». Трава осот была в большом ходу у торговых людей – «хочешь богатым быть - носи на себе». Попутник - подорожник вывешивался пучками на дворе для отогнания всяких гадов. Если из перекос-травы вынуть «сердечки» да пойти в воду – «вода расступится и пройдешь ты по морю - как по суху». Укрой-трава спасала человека от «кликушества», посланного злыми людьми.
Чертогон-трава гонит бесов, порчу, всякие болезни целит и девичью зазнобу унимает.
И говорят, была такая трава - колдовская, что если отыщешь ее, выжмешь сок и намажешь им ноги, то пройдешь по любому морю - и ноги твои не промокнут. Ночные травы цвели огнем. Таковы были черная папороть, царе - царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылал неподвижным, сильным пламенем, иной имел вид молнии, летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "Залейников", - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит. Около нее поблизости травы нет, а которая и есть, и та преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет".

Нужно было обладать огромной силой воли и большими чародейскими знаниями, чтобы эти травы отыскать и завладеть ими, но вера в их силу заставляла пускаться в опасные поиски многих травников.
Счастлив тот, кто добудет чудесные зелья. Ну а когда они попадали в руки знахаря, сила их все же не могла сказаться вовсю без чародейного, заговорного слова. Травы словно бы нужно было уговорить помочь человеку - или навредить ему.
Трава, болезнь, любовь, стихия - это все были для нашего предка живые существа, с которыми он беседовал на равных, с каждым - на его собственном языке.
В ту пору знали и язык сей и ощущали особенную, нами теперь не постижимую, связь с природой. Наверное, оттого среди трав в стародавние времена волшебные и чародейные былия встречались, а нынче одни только лекарственные травы остались, да и те не каждому помогают.
 



Rambler's Top100 Rambler's Top100