Методический отдел. Рекомендации
Методические рекомендации к лекциям для подготовительного отделения.
Общая характеристика. Различный уровень подготовки, базового уровня и социального положения.
Некоторые рекомендации к лекциям. Поддержать эмоциональный отклик на магию, как таковую. Рассчитывать на минимальный базовый уровень учеников, склонности к одному или другому факультету. Предложить различные по сложности задания. Определить изначально дружественную позицию по отношению к сокурсникам.
Методические рекомендации к лекциям для первого курса.
Общая характеристика: Первокурсники еще не привыкли с большому количеству уроков, очень быстрая утомляемость, внимание не произвольное, объем не значительный, сказывается отсутствие навыков систематической работы, но память цепкая, яркое воображение, преобладает игровая деятельность, в которой первокурсник усваивает сложный материал.
Некоторые рекомендации к лекциям.
Даются основы предмета. Очень важно изначально заинтересовать ученика предметом, убедить в его важности, путем показа его практического применения. В лекциях должны присутствовать яркие и интересные примеры. Возможно опора на базовый уровень ученика. Материал лекций должен быть легко воспринимаем, он должен побуждать ученика творчески мыслить. Возможно связывать материал с ссылкой на другие предметы. Важно перенести имеющийся опыт ребенка на основы предмета. Так же необходимо сформировать базовой уровень и первоначальные понятия в контексте предмета у тех учеников, которые рождены в семье магглов.
Методические рекомендации к лекциям для второго курса.
Общая характеристика. Освоен школьный режим. Внимание более устойчиво, хотя его объем все еще не велик. Яркая фантазия. Преобладает деятельность. Понимают принципы ответов на вопросы, построения ответа. Усвоены правила сдачи домашних и дополнительных работ. Ярко проявляется умение анализировать, делать обобщения, увеличивается кругозор.
Некоторые рекомендации к лекциям.
Акцент в обучении делается на опору сформированного в прошлом семестре базового уровня. Задания должны включать в себя творческий или аналитический подход. Возможно построение уроков на контрасте материала. Продолжать формировать базовый уровень по предмету. Обобщение полученных ранее знаний. Возможно выявление сходств и различий применения предмета изучения в маггловской и магической жизни. Ознакомить с правилами антимаггловской безопасности, с этическими особенностями применения данного предмета в жизни, а так же указание на ответственность за те или иные действия. Подготовка к КУБам.
Методические рекомендации к лекциям для третьего курса.
Общая характеристика. Память и внимание становятся произвольными. Умеют делать абстрактное умозаключение, интересы становятся избирательными, устойчивыми, четкая дифференциация по интересам. Ученики самостоятельны, инициативны.
Некоторые рекомендации к лекциям. Развивать у ученика способность связывать предмет изучения с собственными жизненными событиями. Рассмотреть магию в социальном аспекте. Какое место магия занимает в жизни, какую роль она играет прежде всего для ученика. Акцент на представление о природной магии и о той, которую в последствии усовершенствовали ученые маги. Изучить особенности природной магии, приемы применения, и актуальность применения именно природной или научной магии.
Методические рекомендации к лекциям для четвертого курса.
Общая характеристика. Значительно проявляется способность к абстрагированию, наблюдается постепенный переход от преимущественно наглядно восприятия явлений и их пониманию уже через более отвлеченное описание, объяснение. Увеличивается объем произвольного внимания. Усваиваются навыки мышления: умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные абстрагированные выводы. Воображение становится более осознанным и предметным. Интересы становятся более избирательными, более отчетливо проявляются склонности.
Некоторые рекомендации к лекциям.
Основной упор на сравнение сходной информации из разных источников, либо разного подхода к предмету изучения. Акцентирование внимания на связь предмета изучения с другими направлениями магических искусств. Рассмотреть взаимовлияние смежных магических наук. Показать, что отношение учеников к предмету изучения - это показатель отношения к жизни, понимание своего места в жизни. Использовать материал предмета, который затрагивает актуальные нравственно-эстетические проблемы.
Методические рекомендации к лекциям для пятого курса.
Общая характеристика. (Требуется развернуть)
Некоторые рекомендации к лекциям. Помочь ученику посмотреть на себя со стороны. Оценить свои возможности, соотнести свои поступи с теми нравственными положениями, которые приняты в социуме. Укрепить представление о магии, какой части жизни, осознать значимость реальности. Показать, что магия способна воздействовать на людей, а не существовать и использоваться абстрактно, понимать свою ответственность и определить свое место. Развитие интеллекта учения, чтобы он мог сознательно, обоснованно высказываться о том или ином предмете изучения. Подготовка к СОВАм.
Методические рекомендации к лекциям для шестого, седьмого курса.
Общая характеристика. (Требуется развернуть)
Некоторые рекомендации к лекциям. Внимание ученика делается на незначительных или неявных свойствах предмета изучения, использование их при взаимовлиянии в том или ином практическом применении. Развитие отношения к предмету. Выявление содержательной сущности предмета изучения и понимание побочных явлений. Акцент на тот материал по предмету, который содержит в себе несколько различных противоречивых аспектов. Изучение способов их применения. Подготовка к ЖАБА и написанию диплома.
Средства активации творческой деятельности.
Воспитательное значение творчества оценивается достаточно высоко. Так, Э Фальтон считал, что воспитательная ценность творческого подхода ученика к выполнению задания проявляется в первую очередь в самом процессе, так как он позволяет учителю наблюдать за ходом развития мысли ученика. Аланиус писал, что творческий подход способствует более глубокому освоению муз материала и развитию учеников. Так же он обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к предмету. Согласно мнение В. Марзино творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира и формированию своей позиции в нем.
Рекомендуемые направления подготовки детей к творчеству.
- Обогащение жизненных впечатлений (легенды, иллюстрации древних картин - все, что создает основу проведения того или иного урока)
- Познакомить учеников со способами творческих действий (сравнение, сочинение)
- Овладение способами творческих действий (показ профессора, предварительный анализ, аргументация целесообразности того или иного творческого решения.)
Средства активизации творческой деятельности.
Отбирать тот материал, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям. Использовать приемы, методы, формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности. Выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах деятельности, разрабатывать серии творческих заданий. Последовательность заданий и их усложнение. Подбор интересного, для конкретного возраста, материала в качестве примеров к лекциям.
Рекомендуемая последовательность подачи материала на лекциях.
Вступительное слово, цель которого заинтересовать, увлечь учащихся. Представление материала. Анализ необходимых компонентов материала. Яркие примеры к данному материалу. Актуальность данного материала. Общий вывод из темы урока.
Выбор примеров к материалу по:
Идейному и тематическому направлению,
Разнообразию с учетом возрастных особенностей,
Интересу и доступности,
С учетом задач воспитания эстетического отношения к окружающим,
Различности средств их выражения.
Методы стимулирования и мотивации интересов к предмету.
- создание ситуации занимательности
- приемы аналогии
- необычные, непривычные факты
- новизна материала, актуальность.
- создание игровых ситуаций.
Некоторые методы обучения.
- репродуктивный метод. Профессор излагает факты, подводит ученика к обобщения материала, формулировке основных понятий. Ученик сначала усваивает отдельные факты, затем делает выводы и обобщение. (направлен на развитие творческого мышления)
- дедуктивный метод. Учитель сообщает общие положения, начинает выводить в частность. (активно развивается абстрактное мышление)
- продуктивный метод: учитель ставит перед учеником проблемы задания. Они требуют самостоятельного рассуждения.
- сочетание различных методов.
Классификация форм организации воспитательного процесса.
- массовая, кружковая
- словесные, наглядные.
- викторины, конкурсы
- диспуты, дискуссии
- встречи с представителями профессии.
Виды уроков:
- урок введения в тему - первоначальная, обобщенная характеристика нового знания, создание поисковой ситуации, в ходе решения которой, ученик должен прийти к какому-либо выводу.
- урок углубления темы - характеристика нового знания, более глубокая с уточнениями.
- урок обобщения.
|